- Информация о материале
- Опубликовано: 17 февраля 2019
- Обновлено: 07 марта 2022
- Просмотров: 1995
Аннелиза была полностью предана католицизму, дважды в неделю ходила на мессу, пела охотно в хоре своей церкви и во искупление грехов наркоманов и прочих падших среди зимы спала на незастеленном полу. При этом детство у девочки было счастливым и благополучным. Она занималась музыкой, хорошо училась, любила родителей и сестер, которых у нее было три.
Анна - Элизабет Михель была родом из баварской коммуны Лайбльфинг, в состав которой входили всего три тысячи человек. Вся её семья была весьма богобоязненной. Наиболее спокойным в этом отношении был отец девочки, Йозеф, который пошел в свое время наперекор желанию своей матери и выбрал профессию плотника, а не священнослужителя. На матери Аннелизы он женился в 1950-м, и у них на момент свадьбы уже родилась дочь Марта, которой мать (Анна Михель) очень стыдилась ввиду ее незаконнорожденности. Причем этот стыд был настолько силен, что даже венчалась женщина в черной вуали, а когда Марта в 56-м умерла, по настоянию родителей она была похоронена вне кладбища. Аннелиза всю жизнь отмаливала грех своей матери, и делала это ежедневно.
Болезнь или одержимость?
Первые тревожные звоночки прозвенели в 68-м, когда у Михель случился настолько сильный спазм, что она прокусила язык. В течение года приступы стали регулярными: по ночам Аннелиза не могла двинуть даже рукой, ощущала тяжесть в грудной клетке, периодически наблюдались нарушения речи. Закончился этот этап тем, что однажды она очнулась полностью парализованной и с сильной осложненным дыханием. Врач, наблюдавший семью, Герхард Фогт, потребовал ее госпитализации. Однако энцефалограмма не показала никаких отклонений от нормы и патологий мозга.
Не очень уверенно девушке поставили диагноз височной эпилепсии. Ситуация осложнилась еще и тем, что чуть позже у Михель был обнаружен туберкулез. Ее положили в больницу, где и приключился очередной припадок. Девушку стали лечить противосудорожными препаратами, но никакого эффекта они не дали. Мало того, Аннелиза начала рассказывать, что видит облик Сатаны. Были прописаны лекарства, применяемые в борьбе с шизофренией, но и они оказались нерезультативными.
С каждым годом Михель становилось хуже. В моменты молитв у нее начались галлюцинации; во время приступов девушка говорила на разные голоса, рвала в клочки надетую на нее одежду, поедала пауков или уголь, называла себя именами одиозных личностей вроде Гитлера и Нерона, а как-то откусила голову у мертвой птицы.
При этом в промежутках между припадками она оставалась полностью нормальной и даже неплохо закончила Вюрцбургский университет. Ни один из назначенных курсов лечения не смог избавить Аннелизу от припадков, либо облегчить её состояние во время приступов.
Самодиагноз
Отчаявшись дождаться помощи от медицины и будучи ярой католичкой, Михель стала подозревать себя в одержимости. В этом мнении ее еще больше убедило паломничество, совершенное с Теой Хайн в святое место Сан-Джорджо-Пьячентино. Там глубоко верующая девушка не сумела дотронуться до распятия и выпить святую воду. Семья Аннелизы во главе с ней стали искать священника, который согласился бы провести над ней ритуал экзорцизма. Очень долго они получали отказ, поскольку для изгнания требуется полная уверенность в наличии одержимости и согласие на экзорцизм от епископа. Священники только советовали не прекращать прописанное лечение.
Изгнание бесов из Анны - Элизабет Михель
В конце концов Аннелиза нашла сочувствующего человека. Им оказался священник Эрнст Альт, которому девушка не показалась эпилептичкой. Он обратился епископу Йозефу Штанглю за разрешением на экзорцизм. Тот провел несколько консультаций с Адольфом Родевиком, представителем иезуитского ордена. Совместно ими было решено, что Михель действительно одержима, и епископ «дал добро» на ритуал, в котором помимо Альта принимал участие еще один священник, Вильгельм Ренц.
Первый подход изгнатели совершили 24 сентября 1975 года. Аннелиза настолько уверилась в предстоящем успехе, что перестала принимать все медицинские препараты. Священники проводили обряды 10 месяцев, в течение которых было предпринято 67 попыток. Причем 42 из них записывались на аудиопленку.
Ритуалы проводились минимум раз в неделю, иногда повторялись и дважды. Закончилось все трагически: 1 июля 1976-го Михель была найдена мертвой. Экзорцист Альт счел этот факт положительным: дескать, душа девушки очистилась и отправилась к божьему престолу.
От чего умерла Аннелиза
Поначалу гибель Михель объяснялась сплетниками тем, что ее замучили в ходе ритуалов изгнания. Однако эта точка зрения была опровергнута вскрытием. Оно показало, что девушка уморила себя, начав на каком-то этапе отказываться от пищи и питья. Она пришла к заключению, что смерти не избежать, и решила сделать ее искуплением за грехи своего поколения, а заодно – и прегрешения священников, отступивших от церковных канонов. При росте в 166 см к моменту своей смерти она весила лишь тридцать килограммов. Мало того, выяснилось, что у нее было воспаление легких, а суставы коленей оказались разорванными от постоянных коленопреклоненных молитв. Тело под одеждой было в ранах и синяках от самобичеваний. Экзорцисты признались, что последние месяцы Аннелиза двигаться без помощи не могла, а для того, чтобы она себя не калечила, ее приходилось фиксировать на кровати ремнями.
Выводы экспертизы вынудили следствие поменять формулировку обвинения – участникам событий вменяли не убийство, а преступное бездействие, вследствие которого наступила смерть по неосторожности. Чтобы разобраться со всеми подробностями происходившего, следователям понадобилось целых два года. Судили и родителей, и священников, десять месяцев изгонявших дьявола.
Процесс привлек пристальное внимание общественности. С одной стороны, врачи уверяли, что Михель вовсе не была одержима, у нее был букет психиатрических заболеваний на фоне выраженной эпилепсии и с усугублением истерией на религиозной почве. С врачами были согласны даже отдельные церковные деятели. Так, священник и психиатр Ульрих Ниман уверял, что одержимости как таковой не существует, а есть только душевные заболевания.
С другой стороны, протестантка и ученый-антрополог Ф. Гудман была категорически уверена, что Аннелиза таки подверглась вселению демонов. В чем-то она даже одобряла решение девушки уйти из жизни таким образом. На суде защита в основном напирала на германскую конституцию, выступающую гарантом свободы вероисповедания. То есть семья Михель, по их мнению, была в своем праве, подвергнув дочь десятимесячным ритуалам. Впрочем, сильно такая аргументация обвиняемым не помогла: все они были осуждены на полгода тюрьмы и три года испытательного срока.
Трагическая судьба Аннелизы подняла целую волну обсуждений в Германии. И в первую очередь они касались допустимых границ религиозной свободы. Однако определенное количество католиков (к счастью, небольшое) почитает Михель как непризнанную святую и сделала ее могилу целью паломничества.
Отец погибшей девушки построил маленькую часовню, где родители молились за нее всю свою жизнь. При этом мать Аннелизы уже в 2005-м сказала, что ничуть не сожалеет о ритуалах изгнания; она до сих пор считает, что ее дочь была одержима и умерла во искупление.
Жители Клингенберга в своей массе избегают разговоров об Аннелизе. Они считают ее гибель постыдной и порочащей страницей в истории своего города.
Кинематографические интерпретации
Неоднозначная история с одержимой Аннелизой Михель дала толчок для творчества целых три раза. Интересно то, что каждый из режиссеров предложил свою точку зрения на имевший сюжет.
Так, в фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» действие разворачивается вокруг суда на экзорцистами. Сценарий опирается на книгу Фелиситас Гудман «Изгнание дьявола из Аннелиз Михель», которая, как мы упоминали, была твердо убеждена в одержимости прототипа героини. Лента интересна тем, что каждое рассматриваемое на суде событие может быть истолковано как в пользу медицинской, так и в пользу мистической точки зрения. К примеру, в фильме есть эпизод, в котором зачитывается письмо от Эмили (персонаж, олицетворяющий Аннелизу), в котором она рассказывает о видении с участием Девы Марии. После него девушка просыпается со стигматами, которые для нее и священников являются подтверждением «свидания» с Богородицей. Для обвинения же эти раны – результат того, что умершая держалась руками за «колючку», обтягивающую участок. И таких аналогий в фильме масса.
Кино «Реквием», снятый на год позже немцами, имеет другую канву. В нем рассматривается постепенное развитие отклонений у Михаэлы Клинглер (в реальности – Аннелиз Михель).
Оба фильма были неоднократно номинированы и удостоены различных премий. В частности, «Шесть демонов…» были дважды признаны лучшим фильмов ужасов. Однако реакция общественности на ленты неоднозначна. Сценарист и продюсер Брайан Даннинг подверг их жесткой и нелицеприятной критике. Он считает людей, подобных Аннелизе Михель, тяжелобольными людьми с тяжелой судьбой, которые не заслуживают нездорового любопытства и манипулирования их трагедиями. Даннинг полагает, что низко и непристойно делать из несчастных «страшилку поп-культуры».
Что же касается «Дневника изгоняющего дьявола», снятого в 2011, он стал самым неудачным перепевом старой истории. Несмотря на то, что здесь почти в точности сохранены истинные имена ее участников, несмотря на стилизации под 76-й год, фильм получился откровенно провальным. Вероятно, потому, что в нем примитивно и не очень профессионально излагается событийный ряд, не давая ничего интересного душе и уму. При просмотре этой ленты невольно соглашаешься с Даннингом: смотреть шоу про больного человека откровенно неприятно и достаточно скучно.