Аннелиза была полностью предана католицизму, дважды в неделю ходила на мессу, пела охотно в хоре своей церкви и во искупление грехов наркоманов и прочих падших среди зимы спала на незастеленном полу. При этом детство у девочки было счастливым и благополучным. Она занималась музыкой, хорошо училась, любила родителей и сестер, которых у нее было три.

  Анна - Элизабет Михель была родом из баварской коммуны Лайбльфинг, в состав которой входили всего три тысячи человек. Вся её семья была весьма богобоязненной. Наиболее спокойным в этом отношении был отец девочки, Йозеф, который пошел в свое время наперекор желанию своей матери и выбрал профессию плотника, а не священнослужителя. На матери Аннелизы он женился в 1950-м, и у них на момент свадьбы уже родилась дочь Марта, которой мать (Анна Михель) очень стыдилась ввиду ее незаконнорожденности. Причем этот стыд был настолько силен, что даже венчалась женщина в черной вуали, а когда Марта в 56-м умерла, по настоянию родителей она была похоронена вне кладбища. Аннелиза всю жизнь отмаливала грех своей матери, и делала это ежедневно.


Болезнь или одержимость?

  Первые тревожные звоночки прозвенели в 68-м, когда у Михель случился настолько сильный спазм, что она прокусила язык. В течение года приступы стали регулярными: по ночам Аннелиза не могла двинуть даже рукой, ощущала тяжесть в грудной клетке, периодически наблюдались нарушения речи. Закончился этот этап тем, что однажды она очнулась полностью парализованной и с сильной осложненным дыханием. Врач, наблюдавший семью, Герхард Фогт, потребовал ее госпитализации. Однако энцефалограмма не показала никаких отклонений от нормы и патологий мозга.

 

  Не очень уверенно девушке поставили диагноз височной эпилепсии. Ситуация осложнилась еще и тем, что чуть позже у Михель был обнаружен туберкулез. Ее положили в больницу, где и приключился очередной припадок. Девушку стали лечить противосудорожными препаратами, но никакого эффекта они не дали. Мало того, Аннелиза начала рассказывать, что видит облик Сатаны. Были прописаны лекарства, применяемые в борьбе с шизофренией, но и они оказались нерезультативными.

  С каждым годом Михель становилось хуже. В моменты молитв у нее начались галлюцинации; во время приступов девушка говорила на разные голоса, рвала в клочки надетую на нее одежду, поедала пауков или уголь, называла себя именами одиозных личностей вроде Гитлера и Нерона, а как-то откусила голову у мертвой птицы.

  При этом в промежутках между припадками она оставалась полностью нормальной и даже неплохо закончила Вюрцбургский университет. Ни один из назначенных курсов лечения не смог избавить Аннелизу от припадков, либо облегчить её состояние во время приступов.

Аннелиза Михель приступ

Самодиагноз

  Отчаявшись дождаться помощи от медицины и будучи ярой католичкой, Михель стала подозревать себя в одержимости. В этом мнении ее еще больше убедило паломничество, совершенное с Теой Хайн в святое место Сан-Джорджо-Пьячентино. Там глубоко верующая девушка не сумела дотронуться до распятия и выпить святую воду. Семья Аннелизы во главе с ней стали искать священника, который согласился бы провести над ней ритуал экзорцизма. Очень долго они получали отказ, поскольку для изгнания требуется полная уверенность в наличии одержимости и согласие на экзорцизм от епископа. Священники только советовали не прекращать прописанное лечение.


Изгнание бесов из Анны - Элизабет Михель

  В конце концов Аннелиза нашла сочувствующего человека. Им оказался священник Эрнст Альт, которому девушка не показалась эпилептичкой. Он обратился епископу Йозефу Штанглю за разрешением на экзорцизм. Тот провел несколько консультаций с Адольфом Родевиком, представителем иезуитского ордена. Совместно ими было решено, что Михель действительно одержима, и епископ «дал добро» на ритуал, в котором помимо Альта принимал участие еще один священник, Вильгельм Ренц.

  Первый подход изгнатели совершили 24 сентября 1975 года. Аннелиза настолько уверилась в предстоящем успехе, что перестала принимать все медицинские препараты. Священники проводили обряды 10 месяцев, в течение которых было предпринято 67 попыток. Причем 42 из них записывались на аудиопленку.

  Ритуалы проводились минимум раз в неделю, иногда повторялись и дважды. Закончилось все трагически: 1 июля 1976-го Михель была найдена мертвой. Экзорцист Альт счел этот факт положительным: дескать, душа девушки очистилась и отправилась к божьему престолу.

От чего умерла Аннелиза

  Поначалу гибель Михель объяснялась сплетниками тем, что ее замучили в ходе ритуалов изгнания. Однако эта точка зрения была опровергнута вскрытием. Оно показало, что девушка уморила себя, начав на каком-то этапе отказываться от пищи и питья. Она пришла к заключению, что смерти не избежать, и решила сделать ее искуплением за грехи своего поколения, а заодно – и прегрешения священников, отступивших от церковных канонов. При росте в 166 см к моменту своей смерти она весила лишь тридцать килограммов. Мало того, выяснилось, что у нее было воспаление легких, а суставы коленей оказались разорванными от постоянных коленопреклоненных молитв. Тело под одеждой было в ранах и синяках от самобичеваний. Экзорцисты признались, что последние месяцы Аннелиза двигаться без помощи не могла, а для того, чтобы она себя не калечила, ее приходилось фиксировать на кровати ремнями.

  Выводы экспертизы вынудили следствие поменять формулировку обвинения – участникам событий вменяли не убийство, а преступное бездействие, вследствие которого наступила смерть по неосторожности. Чтобы разобраться со всеми подробностями происходившего, следователям понадобилось целых два года. Судили и родителей, и священников, десять месяцев изгонявших дьявола.

  Процесс привлек пристальное внимание общественности. С одной стороны, врачи уверяли, что Михель вовсе не была одержима, у нее был букет психиатрических заболеваний на фоне выраженной эпилепсии и с усугублением истерией на религиозной почве. С врачами были согласны даже отдельные церковные деятели. Так, священник и психиатр Ульрих Ниман уверял, что одержимости как таковой не существует, а есть только душевные заболевания.

  С другой стороны, протестантка и ученый-антрополог Ф. Гудман была категорически уверена, что Аннелиза таки подверглась вселению демонов. В чем-то она даже одобряла решение девушки уйти из жизни таким образом. На суде защита в основном напирала на германскую конституцию, выступающую гарантом свободы вероисповедания. То есть семья Михель, по их мнению, была в своем праве, подвергнув дочь десятимесячным ритуалам. Впрочем, сильно такая аргументация обвиняемым не помогла: все они были осуждены на полгода тюрьмы и три года испытательного срока.

  Трагическая судьба Аннелизы подняла целую волну обсуждений в Германии. И в первую очередь они касались допустимых границ религиозной свободы. Однако определенное количество католиков (к счастью, небольшое) почитает Михель как непризнанную святую и сделала ее могилу целью паломничества.
Отец погибшей девушки построил маленькую часовню, где родители молились за нее всю свою жизнь. При этом мать Аннелизы уже в 2005-м сказала, что ничуть не сожалеет о ритуалах изгнания; она до сих пор считает, что ее дочь была одержима и умерла во искупление.

  Жители Клингенберга в своей массе избегают разговоров об Аннелизе. Они считают ее гибель постыдной и порочащей страницей в истории своего города.

Кинематографические интерпретации

  Неоднозначная история с одержимой Аннелизой Михель дала толчок для творчества целых три раза. Интересно то, что каждый из режиссеров предложил свою точку зрения на имевший сюжет.

  Так, в фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» действие разворачивается вокруг суда на экзорцистами. Сценарий опирается на книгу Фелиситас Гудман «Изгнание дьявола из Аннелиз Михель», которая, как мы упоминали, была твердо убеждена в одержимости прототипа героини. Лента интересна тем, что каждое рассматриваемое на суде событие может быть истолковано как в пользу медицинской, так и в пользу мистической точки зрения. К примеру, в фильме есть эпизод, в котором зачитывается письмо от Эмили (персонаж, олицетворяющий Аннелизу), в котором она рассказывает о видении с участием Девы Марии. После него девушка просыпается со стигматами, которые для нее и священников являются подтверждением «свидания» с Богородицей. Для обвинения же эти раны – результат того, что умершая держалась руками за «колючку», обтягивающую участок. И таких аналогий в фильме масса.

  Кино «Реквием», снятый на год позже немцами, имеет другую канву. В нем рассматривается постепенное развитие отклонений у Михаэлы Клинглер (в реальности – Аннелиз Михель).

  Оба фильма были неоднократно номинированы и удостоены различных премий. В частности, «Шесть демонов…» были дважды признаны лучшим фильмов ужасов. Однако реакция общественности на ленты неоднозначна. Сценарист и продюсер Брайан Даннинг подверг их жесткой и нелицеприятной критике. Он считает людей, подобных Аннелизе Михель, тяжелобольными людьми с тяжелой судьбой, которые не заслуживают нездорового любопытства и манипулирования их трагедиями. Даннинг полагает, что низко и непристойно делать из несчастных «страшилку поп-культуры».

  Что же касается «Дневника изгоняющего дьявола», снятого в 2011, он стал самым неудачным перепевом старой истории. Несмотря на то, что здесь почти в точности сохранены истинные имена ее участников, несмотря на стилизации под 76-й год, фильм получился откровенно провальным. Вероятно, потому, что в нем примитивно и не очень профессионально излагается событийный ряд, не давая ничего интересного душе и уму. При просмотре этой ленты невольно соглашаешься с Даннингом: смотреть шоу про больного человека откровенно неприятно и достаточно скучно.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать