Ученые успешно обучили небольшую группу людей навигации с помощью эхолокации, то есть способу, с помощью которого между собой общаются некоторые виды живых существ, таких как дельфины и летучие мыши.

  В начале эксперимента ученые сперва обучили добровольцев собственно самому методу эхолокации, поместив их в звукоизолированную и экранированную безэховую комнату. Люди, находясь в ней, прослушивали аудиозаписи определенных цокающих звуков, ранее записанных в обычных условиях в помещениях различного размера. В конечном итоге исследователи таким образом обучили людей различать разность кликающих звуков, записанных в маленьких и больших помещениях. Как только люди прошли первоначальную серию тренировок, их отправили на процедуру магнитно-резонансной томографии. Сам томограф был подключен к виртуальной трехмерной компьютерной модели расположенного неподалеку помещения церковного здания.

  Находясь в томографе, люди либо сами своими языками создавали кликающие звуки, либо же за них это делала машина. Таким образом создавался принцип «активной» и «пассивной» эхолокации. После этого люди слушали, как эти звуки разносятся эхом через виртуальную комнату. На основе разницы в эхе добровольцы смогли определять размеры виртуальной комнаты.

  Исследование показало, что с этой задачей люди справляются гораздо лучше при использовании активного метода эхолокации. То есть создаваемые ими кликающие звуки оказались более эффективным инструментом для позиционирования себя внутри виртуального окружения. Ученые также заметили, что люди активнее используют этот прием на выдохе. Кроме того, было отмечено, что звук эха активирует моторный кортекс зрячих добровольцев – отдел мозга, отвечающий за движения. Когда ученые сравнили результаты МРТ-сканирования (позволившего определить, какие отделы мозга активируются при создании человеком цокающих звуков) при активной и пассивной эхолокации, в обоих случаях была отмечена активность этой зоны мозга.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать