Этот сказочный народ разнится в представлениях различных народностей. Германская мифология делит эльфов на добрых – альфов – и подозрительных, коварных, недоброжелательных двергов. Первые были высоки и красивы, вторые описывались как мрачные уродливые карлики. Может быть, они были предками или потомками гномов.

 

Эльфы в фольклоре разных народов

  В кельтской традиции подобного деления не было. Эльфы у кельтов – могущественный народ, именуемый туата де Даннан, воинственный и опасный. В ирландском языке эльфы, иначе сиды или ши (sidhe) вошли в легенды своей безжалостностью; чтобы сиды обходили стороной дом, для них оставляли у порога подкуп в виде блюдца с молоком либо вешали рябину, призванную отпугнуть недобрых гостей. Причем жестокость волшебного племени объяснялась не тем, что они имели что-то против людей. У сидов просто другая мораль, а человечество воспринимается ими как одна из разновидностей животных.

  Британцы подарили миру эльфов, обжившихся в детских сказках – крошечных, забавных и с крылышками. Впрочем, жители Туманного Альбиона делили таинственный народ на собственно эльфов и фейри – волшебный народец. Однако для всего мира эта разница несколько смазана, так что во внимание не принимается.

  У скандинавов были свои эльфы. На этот раз – маленькие человечки, проказливые и вороватые. Проказы были не очень-то забавными, а воровство могло коснуться чего угодно, от бочки пива до невесты или некрещёного младенца.

  Постепенно все образы эльфов для мира слились воедино. Победили два взгляда на сказочный народ. Первый сформирован «Властелином колец»: прекрасные существа, непревзойденные лучники, мудрые и бессмертные. Второй остался от сказок – мелкие помощники Санта-Клауса тоже числятся в эльфах.

Реальность дивного народа

  Легенды легендами, но многочисленных поклонников фэнтези горячо интересует вопрос: а существуют ли в эльфы в действительности? Ну или хотя бы – существовали они когда-нибудь? Если этот вопрос задать исландцам, они с уверенностью скажут, что эльфы были, есть и будут.

 Самым известным фактом-подтверждением они считают историю, произошедшую в 1996 году. Местные власти выделили под кладбище холм с названием Коупавогюре. Чтобы срыть возвышение, сюда нагнали тяжелой техники. Однако рабочие столкнулись с необъяснимыми затруднениями: бульдозеры постоянно глохли и ломались. Местные жители объяснили, что холм – пристанище эльфов, и они против его разрушения. Руководство приостановило работы и вызвало специалистов по общению с волшебными существами. Те как-то сумели договориться с невидимыми вредителями, они перестали препятствовать работам, и техника больше из строя не выходила.

  Вера в эльфов в Исландии настолько велика, что интересы маленького народца учитываются даже при строительстве объектов государственного значения. К примеру, при прокладке дороги, ведущей от Рейкьявика к полуострову Аульфтанес, ее изначально распланировали таким образом, чтобы она не потревожила эльфов, обитающих в этих местах. В результате дорога стала на несколько километров длиннее, чем могла бы быть, если бы прокладывалась напрямую.

Кое-что о гномах

  Литературных свидетельств о расе гномов не так уж много. Впервые они упомянуты в исландских песнях на героическую тематику, относящихся к XIII веку. Вскользь о них рассказывает и «Старшая Эдда». Однако ни там, ни там не встречается слово «гном», оно появилось несколько позже.

  Точных описаний гномов нет, зато достаточно подробно обрисовываются их быт, привычки и особенности. Можно считать точно установленным, что гномы таки существовали. Они встречаются в трудах шведского медика и естествоиспытателя Карла Линнея, жившего в 18 веке. По его словам, гномы невелики ростом, имеют достаточно крупную голову с сероватыми волосами, живут уединенно и стараются не попадаться на глаза людям. Предпочитали ли они пещеры – вопрос открытый. Зато упомянуто, что гномы великолепные строители, мастера во многих ремеслах и изобретательные инженеры. По древним же источникам можно сказать, что письменность у этого народа была рунная; вроде бы даже приводятся гномьи стихи, подобные скандинавским висам. В религиозном плане они были язычниками и сторонниками богов-асов. Хотя сохранились отдельные упоминания об обращении гномов в христианство.

 Толкин описывал гномов как воинственную расу – и противоречил этим древним документам. Там особенно указывалось, что гномы – мирный народ, никогда не нападавший первым и отдававший себя исключительно созиданию. Полагают, что именно агрессивность человечества отвратила от него племя гномов и научила маленьких людей прятаться от больших. Хотя еще в Средние века гномов можно было встретить в европейских горах.

Археологические данные

  Людей чересчур маленького роста при раскопках находили неоднократно. Все они могут быть как эльфами, так и гномами. В 1837 г. был опубликован научный отчет об обнаружении в Кошоктоне (США, штат Огайо) целого захоронения карликов, самый рослый из которых достигал полутора метров, а средний рост не превышал 90 сантиметров. Такие же кладбища были обнаружены в штате Миссури сразу в двух местах – Сент-Луисе и Теннеси.
Карликовые люди встречаются в преданиях многих народов. Индейцы чероки рассказывают о племени юнви-тсунди; это название переводится именно как маленькие люди. На Гавайях аборигены повествуют о менехунах, очень низких людях, запомнившихся как гениальные строители, удачливые фермеры и рыбаки. У индейцев шошоша, обитающих в Вайоминге, есть предания о маленьком народе нин'ам-беа, очень не любившем постороннего внимания и встречавшем его меткой стрельбой из лука. Никого не напоминает?

  В 32 году прошлого столетия неподалеку от резервации шошона экспедиция обнаружила мумию человека всего 30 см ростом. Причем ученые определили, что это не ребенок, а взрослый и даже старый мужчина лет 65. Дальнейшие исследования могли бы дать интересные сведения, но мумия многократно передавалась из рук в руки и в результате была утеряна.

  Одна из последних подобных находок относится уже к новому тысячелетию. В 2004 году Индонезия порадовала мировую общественность необычным археологическим открытием: на острове Флорес были найдены останки существ, подобных человеку, но ростом максимум в 90 сантиметров. Научное название найденышам было присвоено Homo floresiensis, по имени острова. Но среди широких кругов человечки стали известны как хоббиты.

  Скелеты были различной степени сохранности; первоначально их датировали с широким диапазоном, между 13 и 95 тысячами лет. Однако уже в этом году возраст был уточнен: ученые утверждают, что археологической находке 60-100 тыс. лет. Одновременно с «хоббитами» были откопаны кости их жертв – грызунов, карликовых стегодонов, комодских варанов и прочего. Обнаружено и каменное «оборудование» народа – топоры и другие орудия.
Ученые теряются в догадках по поводу происхождения «хоббитов». Не меньшей загадкой остается и причина их вымирания.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать