Фемы возникли во время того периода насилия и анархии, который имел место в Германской империи после изгнания Генриха Льва в XIII в.

Власть императора потеряла свое влияние в стране; императорский суд уже не заседал, сила и насилие заняли место права и правосудия. Феодальные владетели притесняли народ. Захватить виновных, кто бы они ни были, наказать, прежде чем они попытаются предотвратить удар, угрожавший им, и таким образом покарать преступление — вот какова была цель вестфальских судей.

 

«Fern» старинное немецкое слово, означающее «осуждение», эти суды назывались также «вольные суды», «тайные суды», «вольные решения», «запрещенные суды».

Никакое звание не лишало человека права быть посвященным, и в фемическом кодексе, найденном в Дортмунде (чтение которого было запрещено непосвященным под страхом смертной казни), упомянуто о трех степенях посвященных. Члены первой степени назывались «главные судьи»; второй — «сидящие на скамьях», т.е. заседатели; третьей — «послы». Были два суда: «открытый суд» и «тайный суд». Члены судов назывались «знающие», т.е. посвященные. Духовенство, женщины и дети, иудеи, язычники и высшее дворянство не подлежали этому суду. Суды принимали к сведению все преступления против христианской религии, Евангелия и десяти заповедей.

У посвященных был тайный язык. Мы можем это заключить из начальных букв «S.S.S.G.», найденных в письменах, сохранившихся в архивах в Герфорде, в Вестфалии. Эти письмена поставили в тупик ученых, и некоторые объясняли их значение словами: Stock, Stein, Strick, Gras, Grein («палка», «камень», «веревка», «трава», «страдание»).

Первое действие процедуры Фема — это обвинение, делаемое вольным заседателем. Названное лицо должно было явиться пред открытым судом, и горе непослушному! Обвиненный, принадлежавший к ордену, был тотчас же осуждаем, а дела непосвященных передавались в тайное судилище. Вызов писали на пергаменте, к которому прикладывали 7 печатей. 6 недель и 3 дня давались по первому вызову, 6 недель — по второму, 6 недель и 3 дня — по третьему.

Когда местопребывание обвиняемого не было точно известно, вызов выставляли на перекрестке возле его предполагаемого местопребывания, или у подножия статуи какого-нибудь святого, или приклеивали к кружке для бедных, собиравшихся возле распятия или какой-нибудь смиренной часовни. Если обвиняемый был рыцарь, живший в укрепленном замке, заседатели должны были прокрасться ночью, под каким бы то ни было предлогом, в самую тайную комнату здания и исполнить возложенное на них поручение. Но иногда считали достаточным прибить вызов и монету, всегда сопровождавшую его, к воротам, сообщить стражу о том, что вызов был оставлен, и отрубить 3 кусочка от ворот, чтобы их как доказательство о доставлении вызова отнести фрейграфу.

Если несчастный не являлся на Суд Фема, то любая попытка избежать расправы была тщетна. Обвиняемый становился меченым, strick-kind («дитем петли»). Если он сбегал, то повестку расклеивали на четырех углах его дома, и за ним начиналась охота. Беглеца осуждали заочно, а его имя вписывали кровью в книгу «Красная башня». Где бы или когда бы его ни разыскали, обязанностью любого члена ордена было убить его. Таково было dieHeimlicheAcht («Тайное предписание»).

Обвинитель должен был выставить 7 свидетелей — не того факта, чтобы засвидетельствовать правдивость самого себя. Тогда обвинение считалось доказанным, имперский приговор произносился против обвиняемого, и этот приговор быстро приводили в исполнение. Приговор состоял в изгнании, разжаловании и смерти. Шея осужденного приговаривалась к веревке, его тело — на съедение птицам и хищным зверям, его имущество объявлялось конфискованным, жена — вдовой, а дети — сиротами. Он был объявлен fehmbar, «наказуемым Фемом»; и трое посвященных, встретившиеся с ним, должны были повесить его на ближайшем дереве.

После осуждения обвиненного документ с печатью графа давался обвинителю, чтобы он мог требовать помощи других членов для выполнения приговора, и все посвященные были обязаны оказывать ему помощь — даже против своих родителей. Нож втыкали в то дерево, на котором вешали человека, чтобы показать, что он принял смерть от руки священного судилища. Если жертва сопротивлялась, ее убивали кинжалом; и убийца оставлял свое оружие в ране — в знак того же сведения.

Эти тайные судилища внушали такой ужас, что вызова к суду вестфальского вольного графа опасались больше, чем императорского. В 1470 г. 3 вольных графа послали вызов самому императору с требованием явиться перед ними, угрожая ему плохими последствиями в случае неявки в суд; император не явился, но вынес оскорбление.

В дальнейшем деятельность Феме была пресечена, некоторые суды были уничтожены, изъятия и привилегии против них умножились, и им запретили все решительные действия.

Макарова Н. «Тайные общества и секты»

Мистические ордена на Магинформ

 

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать