Джон Ди, иногда Дии (англ. John Dee; 13 июля 1527, Тауэр Уард, Лондон, Англия — 26 марта 1609, Мортлэйк, Лондон, Англия) — английский математик, географ, астроном, алхимик, герметист и астролог валлийского происхождения, один из образованнейших людей своего времени.

  Единственный сын Роланда Ди, торговца тканями, занимавшего также незначительный пост при дворе. Семья Ди имела валлийское происхождение; фамилия Ди происходит от валл. du «чёрный».

  С 1535 посещал школу в Челмсфорде, Эссекс; в ноябре 1542 поступил в кэмбриджский Сэйнт-Джон Колледж, где изучал латынь, древнегреческий, философию, геометрию, арифметику и астрономию. По утверждению биографов, Ди отдавал занятиям по 18 часов в сутки, оставляя себе лишь 4 часа на сон и 2 часа на приём пищи. Главной его страстью была математика. Также увлекался механикой, интересовался картографией и навигацией.

  Будучи недовольным научной атмосферой в Англии, Ди в 1548—1551 отправился в путешествие по Европе. 24 июня 1548 он прибыл в Лувен, где находился один из крупнейших католических университетов Европы. Там Ди работал в сотрудничестве с Геммой Фризиусом и Герардом Меркатором. Последний вскоре стал его близким другом, Меркатор и Ди вместе конструировали новые модели Вселенной. В Лувене Ди написал два трактата по астрономии.

  28 мая 1555 Ди был арестован «за вычисления» — в ту пору занятия математикой рассматривались обществом как нечто, близкое к колдовству. Возможно, имелись ввиду гороскопы, составленные Ди для Марии Тюдор и принцессы Елизаветы. Вскоре Ди было предъявлено также обвинение в государственной измене. Ди предстал перед судом Звёздной палаты и сумел оправдаться. Однако вместо освобождения он был направлен к радикально настроенному католическому епископу Боннеру для религиозного допроса. Ди, протестант по убеждениям, сумел оправдаться и на этот раз и в августе, после трёх месяцев заключения, был освобождён. Более того, через некоторое время он стал товарищем «кровавого Боннера». После ареста Ди потерял свои источники дохода; примерно в то же время скончался его отец, не оставив сыну практически никакого наследства. К тому же, теперь Ди приходилось скрывать своё вероисповедание. Ди всячески дистанцировался от конфликта католиков и протестантов и, судя по всему, был вполне лоялен католическому режиму, подвергшему его суду. Существует однако версия, согласно которой Ди действовал как шпион протестантов при дворе. Неприятности с властью преследовали Джона Ди всю его жизнь.

  Когда в 1558 г. королевой стала Елизавета I, она призвала к себе Ди и попросила его указать благоприятный день для коронации. С тех пор он стал её постоянным советником в государственных делах. Ф.Величко отмечает, что Ди оказал настолько значительное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Англии елизаветинских времен, что без учёта астрологических факторов невозможна правильная интерпретация исторических событий этого периода. Так, именно Ди королева обязана мудрым советом подчинить английской короне Гренландию и использовать её как плацдарм для захвата Северной Америки. Хотя впоследствии королева отменила своё решение (которое могло бы значительно изменить политическую картину современного мира), планы путешествия в Гренландию и страны магии не оставляли Ди всю жизнь (это было предметом его бесед с Джордано Бруно, когда они встретились в Праге в 1588 г.).

  В 1582 году Джон знакомится с Эдвардом Келли, преступником и шарлатаном, вместе с которым занимался сеансами ясновидения, и судя по его дневникам — контактировал с некими Ангелами посредством хрустального шара, от которых получал указания по созданию системы магии, которая в наше время известна под названием «Енохианской Магии». В 1583 году реформировал для Англии юлианский календарь и отправился на континент. В 1584 жил в Праге под покровительством Рудольфа II, императора Священной Римской империи, интересовавшегося герметикой, в 1585 посетил Краков, где объяснил принципы герметической магии королю Польши, в 1586 вернулся в Прагу.

  Енохианская Магия Джона Ди и Эдварда Келли использовалась как один из элементов Посвятительных Ритуалов, и секретных Инструкций в Ордене Золотой Зари. Впоследствии, в наше время, Енохианская магия используется многими практиками оккультизма. В настоящее время в Западных странах Енохианская магия достаточно широко распространена в кругах людей увлекающихся эзотерикой, и является внушительным наследием, оставленным Джоном Ди миру.

  Ди был набожным христианином, но в его мировоззрении немалую роль играли философские доктрины герметизма, платонизма и пифагорейства, широко распространившиеся в эпоху Ренессанса.

  Ди верил, что число есть основа и мера всех вещей во Вселенной, и что сотворение мира Господом было «актом исчисления». Из герметической философии Ди вынес представление о том, что человек потенциально способен обрести божественную силу; при этом он верил, что божественности можно достичь, в совершенстве познав математику. Для Джона Ди упражнения в каббале и вызове ангелов (которые были основаны на нумерологии) и углублённые занятия навигацией и другими приложениями математики нисколько не противоречили друг другу, как мы можем полагать сегодня; напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспекта одной и той же деятельности.

  Своей целью Ди считал преодоление раскола между протестантской и католической церквями путём обращения к незамутнённой теологии первых веков христианства и создание таким образом всеобщей мировой религии. Домашняя библиотека, которую Ди неутомимо собирал всю жизнь, была огромна. Даже после того как часть книг в отсутствие Ди пропала, ныне в Эшмоулинском музее в Оксфорде  осталось и хранится около 3000 томов. В библиотеку Джона Ди входили редчайшие книги по герметизму, магии и ведовству.

  Ди предлагал собирать рукописи, рассеянные по монастырям, предвосхитив Комиссию по историческим рукописям, организованную только в XIX в. Он выступал за создание Королевской библиотеки, но лишь в 1753 г. как отголосок его идеи был создан Британский музей. Наконец, Ди предлагал делать копии с наиболее ценных работ, хранящихся в Ватиканской библиотеке, опередив распространённую в наши дни практику микрофильмирования.

  Ди написал в общей сложности 79 работ, но большая часть их - эзотерического содержания - опубликована не была. Одна из работ, как писал Ди в своем дневнике, объёмом превышала Библию; у печатников она вызвала такой ужас, что они отказались её издавать.

  Дневники Ди были изданы ещё в XVII в. под названием: "Верное и правдивое сообщение о многолетних связях Джона Ди... с некоторыми духами" ("A True and Faithful Relation of what passed for many Years between Dr. John Dee... and some Spirits", 1659).

  Ди трижды был женат и имел восемь детей. Его старший сын, Артур Ди также занимался алхимией и герметической философией. В 1605 в Манчестере разразилась чума, унёсшая жизни жены Ди и нескольких его детей. Ди переехал в Лондон, где и умер в бедности в конце 1608 или в начале 1609.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать